Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе

Главная страничка занятий с 5-классниками   Предыдущее занятие   Следующее занятие

21 января 2008. Третье занятие

Перед началом занятия Ольга Александровна и info21 обсудили трудности перевода на русский язык термина "statement" -- те самые штуки, разделяемые точкой с запятой, из которых народ строит рисующие програмки. info21 пожаловался на постоянную путаницу (в том числе в форумах) с неудачным традиционным переводом "оператор" (почему "оператор"? нет, понятно, но почему нельзя было попроще?). Ольга Александровна сообщила, что использует слово "команда", которое дети хорошо понимают. Но "оператор цикла" все равно звучит привычней, чем "команда цикла". Есть и третий вариант: "инструкция". В общем, нужно еще подумать.

Тем временем в классе с некоторым опозданием набралось 7 человек: к шестерым, кто был на прошлом занятии, добавился Тима, которого посадили за это на первую парту:

Ольга Александровна решила, что пора заряжать теорию:

Народ, конечно, отвлекался на фотокамеру, так что ее пришлось демонстративно выключить до окончания теоретической части, к концу которой доска выглядела так:

Разумеется, каждый пункт в левой части доски был растолкован на примерах, в чем народ активно поучаствовал.

Затем все бросились к компам, чтобы за оставшиеся 20 минут выполнить задание: нарисовать квадрат — основу дома (рисунок в правой части доски), причем так, чтобы сей квадрат рисовался одним вызовом одной процедуры.

В этот раз девочки хлюпали носом и слегка подтормаживали: Лиза испытывала трудности с пониманием роли команды ОчиститьЛист, которую было велено поставить в начале, так что в результате повторный вызов процедуры не добавлял что-то к рисунку, а рисовал все заново. Впечатление, что Лиза в первый момент потеряла какую-никакую связь между текстом процедуры и поведением черепашки, которая у нее после первого занятия сформировалась.

Зато пацанье управилось с квадратом вполне бодро:

Снимок сделан в момент сохранения работы на диск, поэтому вверху слева стандартная виндусовая форма для сохранения документа.

Для справки набор команд для начала работы в текущей конфигурации черепашки (ясно нуждается в упрощении! но пока работаем как есть):

Закрыть Рабочий журнал (чтобы не мешался).
Открыть документацию для черепашки: (в меню Lab первый пункт "Руководство пользователя", в колонке под Черепашка кликнуть по второму синему пункту — LabTurtleRu). Открывшееся окно передвинуть на экране влево и прокрутить вниз, чтобы список команд (см. в предыдущем занятии) был виден.
Завести новый документ: меню Файл, команда Новый (или на клавиатуре Ctrl+N).
NB Не нужно пытаться выполнять задания в Рабочем журнале -- он служит для сообщений системы.
В открывшемся новом пустом документе выполнить меню Lab, команда Новая задача. В документе появятся две желтых полосы, на первой какая-то отвлекающая надпись — не обращать внимания.
Кликом мышки поставить курсор в белую строку между желтыми полосками.
Вставить "лист" для рисования — по которому ползает черепашка: меню Lab, команда Черепашка (русская). Нажать клавишу "ввод" (Enter), чтобы сделать пустую строку для процедуры.
Нажать p (латнискую), затем F5, затем набрать, скажем Jenny (имя для своей процедуры, которое выбрала Женя), поставить курсор после END через пробел прямо перед ; и повторить это имя Jenny.
NB Между END и именем процедуры должен быть хотя бы один пробел.
Выглядеть должно так:

PROCEDURE Jenny*;
   VAR
BEGIN
   
END Jenny;

Убедиться, что при наводке мышиного курсора на Jenny* в первой строке процедуры курсор превращается в указательный палец. Можно им кликнуть — это вызовет компиляцию и выполнение черепашкой процедуры (пока процедура пуста, ничего не делается, конечно).
Кликнуть в пустое место между BEGIN и END и набрать там несколько команд для Черепашки.
Если при клике по имени процедуры черепашка не реагирует, но зато в тексте процедуры появляются черные квадратики — значит, сделаны ошибки.
Черные квадратики стоят ровно там, где обнаружены ошибки.
NB Если нажать Ctrl и кликнуть по квадратику, он раскроется и будет виден текст-подсказка. (Влад, кстати, был в восторге.)
Чаще всего в первых упражнениях встречаются ошибки такого типа:
— ОчиститьЛист напечатано с пробелом.
— между командами пропущен символ
;
команда Идти набрана как идти (с маленькой буквы);
— между
END и повторным именем процедуры нет пробела.
Учителю при освоении черепашки имеет смысл искусственно вызвать эти ошибки и почитать подсказки, "спрятанные" в черных квадратах.

Народ с программированием квадрата в целом справился, так что даже Вася, на предыдущем занятии крайне дискомфортно себя чувствовавший, т.к. почти не имел опыта работы с компом, сейчас пришел к выводу, что программирование — это круто:

Чуть медленней других работал Тима, так это было его первое знакомство с Черепашкой:

Но и у него всё в общем получалось.

В конце особым пунктом все спасли свои работы в файлы, а Лиза — береженого бог бережет — не поленилась проверить, что файл правильно открывается.

Выводы

Забавно, что каждому новичку (сегодня — Тиме) нужно особо растолковывать, что не надо все время дергать мышку просто так, несмотря что хочется.

Выспрашивание Жени, отличившейся на предыдущем занятии, показало, что программированием она никогда не занималась, родители не программисты, но она имеет опыт рисования на домашнем компьютере, который, впрочем, на данный момент сломан младшими сестрами.
Еще Женя уже 5 лет занимается баскетболом — а это сложная игра, требующая 3-мерной координации. Видимо, во всем этом заключается достаточное объяснение ее успеха.
А вывод в виде гипотезы: баскетбол — оптимальный способ готовить мозги младших школьников к программированию (и, надо думать, геометрии)?

Главный вывод, который озвучила Ольга Александровна (знала-то она его, как преподаватель опытный, заранее): правильная доза теории дитям полезна.

Главная страничка занятий с 5-классниками   Предыдущее занятие   Следующее занятие

Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе