Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе

Главная страничка занятий с 5-классниками   Предыдущее занятие   Следующее занятие

12 мая 2008. Одиннадцатое занятие

Репортажик сей делается с недельным опозданием, плюс на занятии села батарейка в камере и фоток мало, поэтому кратко.

Бросается в глаза, что учителям в конце учебного года явно не до экспериментов: контрольные во всех классах, плюс ЕГЭ по информатике в пятницу 16-го, о котором стало известно за полтора месяца.


Присутствовали: Марина, Женя, Вася, Саша.

Идея занятия: продолжать укреплять знание-понимание-умение насчет 1) простых процедур; 2) простых циклов; 3) первый минимум привычки к переменным (счетчики циклов + параметры процедуры + использование переменной, чтобы можно было менять число в одном-единственном месте -- самые простые применения переменных. Переменные все целые -- INTEGER (i, F5).

Были заготовлены листочки с двумя задачками: по тексту процедуры восстановить рисунок и состояние черепашки в конце процедуры:

Но ситуация как-то сложилась так, что проверке подвергнут был только Саша (все остальные сразу забурились в свои файлы, решил не отрывать).

Сам тип задания оказался для Саши маленькой неожиданностью, но он быстро справился, правда, с маленькими зацепками: сначала нарисовал только результат выполнения одного шага в цикле, но быстро доработал картинку. В первой задачке никто из детей не смог вспомнить, по или против часовой будет поворот на положительный угол: дружно сказали, что по. На самом деле против -- как и нарисовано у Саши.

Хорошее задание -- с другой стороны знания "прожигаются" в голове. Надо такие практиковать.


Васе (который хулиганит и побаивается компа) была предоставлена свобода продвигаться своим темпом: на удивление, он за занятие почти самостоятельно, уверенно освоил все телодвижения "цикла разработки" (изменение программки, нажимание Ctrl и проч.), натыркал некие узорчики (сопроваждая возгласами удивления), а в конце занятия подтвердил, что понял, как исправлять процедуру и выполнять новые варианты:

Похоже, некий психологический барьер он преодолел. Вероятно, сыграло-таки роль и то обстоятельство, что он был пересажен в угол поближе к активно работающему Саше (а на прошлом занятии и Владу), и возможность в любой момент спросить "у своих" его немножко раскрепостила. А соображаловка у него, кажется, есть.


Жене и Марине была предложена квази-контрольная на дальнейшее закрепление цикла: изготовить процедурку, рисующую пунктирную линию. Девочки посмотрели на образцы в процедурах с прошлого занятия и уверенно справились:

 

У Марины видна розовая флэшечка: она теперь после каждого занятия копирует туда свои файлы (Домик, Звездочка, Звездочки, теперь еще Черточки) и немножко упражняется с ними дома. Эффект будет виден на следующем занятии.

Одна из идей в старой, "падающей" Черепашке состояла в том, чтобы в одном файле имитировать школьную тетрадь с разными заданиями. Явное удовольствие, с которым Марина "пасет" свои файлы -- Звездочки, Черточки и проч., -- подтверждает подозрение, что метафора тетради вряд ли что дает.

Более того, компетенция хранения-копирования-переноса-... своей коллекции из нескольких документов сама по себе является универсально полезной при работе с компом, и хорошо, что она незаметно тут у нас нарабатывается.


Саша выступал, как всегда, очень хорошо, и самостоятельно придумал рисовать окружность, причем у процедуры был параметр, управляющий размером окружности:

info21 растолковал ему, что можно собрать все фигуры (квардат, круг...) в отдельный модуль, который будет играть роль библиотеки, чем Саша и решил заняться дома. Мы с ним также довольно резво обсудили много "продвинутых" вещей:

1) Что нужно сделать в программе, чтобы можно было использовать свою библиотеку -- в список IMPORT добавить через запятую имя этого модуля, примерно так:

    IMPORT Log := StdLog, In := Info21sysIn, Math,
        Ч := Info21turtleКоманды, Фигуры;

2) Где хранится документ-образец для новой программы (Info21turtle/Rsrc/Лицей5класс.odc), с которого делается копия каждый раз при выполнении команды меню Черепашка, Новая программа.

3) Как устроены меню в Блэкбоксе -- это обычные документы Блэкбокса, которые можно редактировать обычным образом; обычно в подсистеме папка Rsrc, в ней файл Menus.odc. Открывать их можно с помощью команды Инфо, Меню -- откроется маленькое окошко (ниже на картинке это All Menus = Все меню) со списком гиперссылок на разные меню, -- затем щелкнуть по нужному -- в нашем случае Info21turtle/Rsrc/Menus, -- откроется окошко (на рисунке справа) с документо меню черепашки, в котором можно сделать изменения:

Например, в первой строке можно указать другой файл, из которого будет браться шаблон для программы (в нашем случае это Лицей5класс), и/или другую папку. Конечно, нужно также сделать соответствующий новый шаблон (создать документ ББ обычным образом).

Можно сделать несколько команд типа "Начать новую программу ..." -- для разных уровней. И т.д.

Чтобы на лету (т.е. не перегружая ББ) активизировать исправленное меню, достаточно выполнить команду Инфо, Обновить меню.

Наблюдение: дети иногда по ошибке вызывают команду Черепашка, Открыть картинку вместо Очистить картинку, после чего хочется сразу закрыть новую картинку. Но в результате старая картинка оказывается деактивированной -- потому что основной модуль Черепашки всё рисование направляет в картинку, открытую последней.
Видимо, удобней вообще удалить команду Открыть из меню Черепашки, чтобы не путаться.


Видно, что дети охотно друг у друга перенимают приемчики -- и идеи. Может, конечно, вспыхнуть и бардак при наличии "беспокойного элемента" вроде Васи. С другой стороны, элементы вроде Васи свои внутренние барьеры лучше преодолевают именно при наличии некоторой свободы в хорошей компании.

Забавно, что иногда трудно уследить, когда у них происходит общение: сидит себе Марина что-то делает, а потом выясняется, что она знает пунктик, который обсуждался с Сашей.

Марина и Саша относятся к делу по-серьезному: у обоих дома есть копия Блэкбокса, оба уносят домой на флэшках наработанные в классе программки и дома дополнительно упражняются. Результат четко проявится на следующем занятии.......

Главная страничка занятий с 5-классниками   Предыдущее занятие   Следующее занятие

Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе